С именем Антонио Вивальди большинство людей связывает
замечательное музыкальное произведение «Времена года». И действительно,
эта ласкающая слух и чарующая душу музыка не оставляет равнодушным
никого. Помимо этого цикла, в музыкальном наследии композитора
насчитываются более 40 опер, оратории, светские кантаты, серенады,
Stabat Mater и другие церковные произведения, 465 инструментальных
концертов и мн. др. Так кем же был этот необычайно трудоспособный и
талантливый человек в жизни?
«Эффект Вивальди»
Несомненно, самым ярким и прекрасным произведением Антонио по праву
считается «Времена Года» — цикл из 4 концертов для скрипки с оркестром.
Каждый из концертов идёт в трёх частях и изображает одно время года.
Сочинён цикл около 1720 года, а опубликован в 1725 году в Амстердаме
издателем Мишель Ле Цене.
Недавно итальянские учёные провели эксперимент, в ходе которого
открыли так называемый «эффект Вивальди», доказав, что регулярное
прослушивание сочинения «Времена года» улучшает память у пожилых людей.
По мнению учёных, музыка Вивальди повышает активность участков
мозга, отвечающих за память. В ходе эксперимента 24 его участника должны
были запомнить ряд чисел, расположенных в определённом порядке. Та
группа людей, которые длительное время слушали музыку Вивальди,
справилась с заданием намного лучше своих конкурентов. Вывод:
классическая музыка стимулирует расширение физиологических возможностей
человеческого мозга.
Жизнь и творчество
Родился Антонио Лучио Вивальди в Венеции, в 1678 году. Музыкальное
дарование Антонио проявилось очень рано, и его отец — скрипач собора св.
Марка, стал обучать его игре на скрипке. Уже в возрасте 10 лет Антонио
замещал отца в оркестре. Вивальди получил церковное образование и
готовился стать священником. В 1703 году был посвящён в духовный сан.
С 1720 года Вивальди служит у маркграфа Филиппа фон
Гессен-Дармштадского в Мантуе. Тут он знакомится с оперной певицей Анной
Жиро. Это знакомство оказало в дальнейшем значительное влияние на всю
судьбу композитора.
Так, 16 ноября 1737 года Вивальди настигает неслыханный позор: за
любовную связь с Анной Жиро и отказ служить мессы апостольский нунций в
Венеции запрещает ему въезд в Феррару, что принадлежала в то время к
Папской области. Это означало срыв показа опер Вивальди в театре
Феррары, а также полную его дискредитацию как лица духовного.
Незадолго до смерти Антонио отправляется в своё последнее
путешествие в Вену, где и скончался всеми забытый и покинутый 28 июля
1741 года.
Спустя почти 200 лет, в 20-х гг. XX века, итальянский музыковед А.
Джентили обнаружил уникальную коллекцию манускриптов Вивальди (300
концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения). Именно с
этого времени и началось возрождение былой славы композитора.